Силкина Маргарита Альбертовна, педагог дополнительного образования
Мультиборд (интерактивная панель, интерактивная доска, смарт доска) – это многофункциональная интерактивная сенсорная система для образования, которая предоставляет доступ к современным интернет-сервисам, осуществляет интеграцию с девайсами аудитории, имеет высокоскоростной FullHDLed (1920х1080) дисплей, встроенный системный блок. Система также поддерживает касания и имеет антивандальное исполнение. Мультиборд устанавливается на передвижной каркас, что очень удобно: при необходимости его можно переместить в другой кабинет. По сути, это огромный планшет, который педагоги могут активно использовать для подготовки и проведения занятий и воспитательных мероприятий.
Применение мультиборда стимулирует развитие познавательной активности учащихся за счет оптимизации процесса обучения, повышения его наглядности и содержательности. Использование мультиборда позволяет применять разнообразные формы и методы проведения занятия с целью его максимальной эффективности, вовлекать учащихся в сознательную деятельность.
Возможности мультиборда – доступ к Интернет-источникам, визуализация, интерактив, работа в онлайн режиме – как нельзя лучше способствуют реализации успешной работы на занятии. Просмотр видеофрагментов (отрывки фильмов и мультфильмов, видеосюжеты и тематические обзоры), прослушивание аудиозаписей, построение ассоциативных рядов при помощи наглядности и визуализации, работа с программами, работа с тестовыми заданиями, текстами и презентациями.
При объяснении нового материала педагог получает возможность выделять отдельные моменты так же и в графических изображениях, акцентируя внимание учащихся. Активно использовать интерактивную доску позволяет функция «Электронное перо» (создание рукописных текстов, заполнение пропусков в тексте, составление схем, рисование объектов и т. п.) и функция «Перетаскивание».
Деятельность педагога на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Общие инструменты интерактивной доски:
Карандаш дает возможность подчеркнуть часть слова, целое слово или предложение, обвести изображение или слово, тем самым привлекая внимание учащихся к важной информации. Так же карандашом можно вводить рукописный текст на слайдах урока и в документах Word, Excel, Power Point. При работе с этим инструментом можно выбирать цвет и толщину линии.
Инструмент Линии позволяет рисовать линии и стрелки разных цветов, типов и толщины, изображать геометрические фигуры.
Библиотека изображений дает возможность использовать статичные и анимированные изображения для создания слайдов для образовательной деятельности, оформлять с помощью картинок фон слайдов образовательной деятельности, изменять размер и расположение картинок, добавлять к ним звук. Встроенные в программу WizTeach библиотеки изображений можно дополнять необходимыми изображениями или создавать свои собственные коллекции изображений.
С помощью инструмента Вставка картинки можно оформлять слайдов с изображениями, взятыми из любых папок компьютера или из разных галерей.
Инструмент Фонарик дает возможность открывать только часть информации на слайде. Например, высветить на затемненной карте определенную область.
С помощью Лупы можно акцентировать внимание учащихся на важных деталях демонстрируемых изображений, увеличивая их.
Виртуальная Клавиатура позволяет вводить текст на любом из установленных на компьютере языков. Ее можно использовать при создании слайдов или во время демонстрации учебного материала, предлагая ввести ученикам правильный ответ или самим исправить преднамеренно сделанную ошибку в тексте слайда.
Быстро вставить текст на слайды урока поможет создание текстовой карточки. Этот инструмент дает возможность копировать текст из документа Word и переносить его на слайды, создающегося в программе WizTeach.
Инструмент Банк слов позволяет составлять учебные задания, для выполнения которых надо вставлять правильные слова в предложение или буквы в слова.
Стирать написанные слова или нарисованные изображения на слайде можно с помощью Ластика.
Инструмент Очистка экрана дает возможность мгновенно очистить заполненный слайд.
Преимущества работы с интерактивной доской
Обучение детей дошкольного возраста возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, станут отличными помощниками в диагностики развития детей:
Развитие внимания
Памяти
Мышления
Речи
Личности
Навыки учебной деятельности
Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Примеры использования интерактивной доски
Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разно уровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.
Способов применения интерактивной доски на занятиях в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы, и создание проектов в графических, программных средах.
Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.
Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а само управление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской. Итак, вот самый простой способ использования интерактивной доски педагогом - демонстрация готовых презентаций.
Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски:
Начальные знания устройства компьютера
Работа в программах: Word, Power Point
Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).
Поэтому я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современное занятие ценно не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.
Только творческие педагоги, стремящиеся идти в ногу со временем, изучившие возможности использования и внедрения интерактивной доски в свою практическую деятельность, смогут модернизировать образовательный процесс, повысить его эффективность:
ставить и решать принципиально новые задачи по совершенствованию образовательной работы;
переосмыслить пути решения традиционных задач и напрямую управлять качеством работы с детьми;
сделать занятия по-настоящему привлекательными, современными благодаря дизайну представляемой информации;
перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия, что, в свою очередь, способствует осознанному усвоению знаний;
вывести работу учреждения дополнительного образования на новый качественный уровень, совершенствуя методику образовательного процесса.
Эффективное использование преподавателем всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса. Успех занятия, конечно, не зависит от новых технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, и важно понимать, что эффективность работы с ней во многом зависит от того, как педагог применяет ее те или иные возможности.